Отдел папоротниковидные: общая характеристика, особенности. Сколько видов папоротников

Общая характеристика папоротниковидных, виды, названия

Папоротниковидные относятся к высшим споровым растениям. Большинство современных папоротников являются травами. Ныне живущих папоротниковидных более 10 тысяч видов.

Папоротники растут в сосновых лесах, на болотах и даже в пустынях и водоемах. В тропических лесах растут древовидные папоротники, которые достигают в высоту 20 метров. Существуют лианоподобные папоротники, а также эпифиты (растут на деревьях). В основном папоротникообразные предпочитают влажные места обитания.

В умеренной климатической зоне широко распространены страусник, орляк, щитовник, пузырник.

В отличие от моховидных, папоротниковидные имеют настоящие корни. Стебель у папоротников короткий, а листья называются вайями (они имеют характерные особенности строения и роста).

Корни папоротника развиваются из стебля, а не из корня зародыша, так как последний отмирает в процессе роста и развития растения. В результате корневая система папоротниковидных является придаточной.

Стебель папоротника — это короткое одревесневшее корневище. Стебель имеет в своем составе механическую и проводящую ткань, а также эпидермис. Проводящая ткань представлена сосудистыми пучками. От стебля каждый год отрастают новые листья-вайи. При этом они растут от вершины корневища, где находится точка роста.

Распускающиеся вайи папоротниковидных свернуты в форме улитки. Они покрыты множеством чешуек, имеющих коричневый цвет. Вайя растет медленно. Каждый лист-вайя достаточно крупный, рассеченный на множество мелких листочков. У некоторых видов длина вайи составляет несколько десятков метров. В умеренном климате на зиму листья папоротников отмирают.

После созревания споры выпадают из сорусов и разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в гаплоидный заросток. Он похож на сердцевидную зеленую пластинку. Размер заростка всего несколько миллиметров. Вместо корней у него имеются ризоиды, как у моховидных.

На нижней стороне заростка образуются антеридии и архегонии (мужские и женские органы размножения). В них созревают гаплоидные гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки соответственно). Во время дождей или при обильной росе сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам и оплодотворяют их. Образуется диплоидная зигота (имеющая двойной набор хромосом).

Прямо на заростке из зиготы начинает развиваться зародыш папоротника. У зародыша есть первичный корешок, стебелек и лист. Зародыш питается за счет заростка. Когда он разовьется, то укрепляется в почве и питается уже самостоятельно. Из него вырастает взрослое растение.

У папоротниковидных, также как у моховидных, происходит чередование двух поколений — гаметофита и спорофита. Однако у папоротников в жизненном цикле преобладает спорофит, в то время как у мхов взрослым зеленым растением является гаметофит.

Спорофит у папоротников считается бесполым поколением.

У папоротниковидных встречается вегетативное размножение с помощью выводковых почек. Они образуются на корнях.

На Земле были времена, когда папоротники были преобладающей растительностью суши. Однако в настоящее время значение папоротниковидных не так велико. Человек использует некоторые виды папоротников в качестве декоративных растений (полиподиум, адиантум, нефролепис).

Молодые листья некоторых видов можно употреблять в пищу. Из корневищ готовят отвары, из листьев — настойки, которые применяются как противовоспалительные, болеутоляющие, противоглистные препараты.

Влажные тропические леса обладают наилучшими условиями для их произрастания. Здесь насчитывается наибольшее количество видов папоротников, которые растут не только на почве, но даже на стволах и побегах деревьев.

Папоротниковидные растения можно встретить в щелях скал, на болотах, озерах, стенах домов, дорожных обочинах. Темные участки тропических лесов идеальны для размножения лиановидных и древовидных папоротников, а многолетние плавающие обитают вблизи водоемов. Они не привлекают внимание, но они вездесущи, благодаря своей неприхотливости к произрастанию.

Папоротник — это род споровых растений, который относится к отделу сосудистых представителей флоры и насчитывает 48 семейств, 578 родов и 10620 сортов. Они предпочитают влажные, холодные и заболоченные места. Большинство растений произрастают в тропических лесах. Некоторые из них имеют большие размеры и похожи на пальмы, которые достигают в высоту 16 метров, а листья у них длиной до 4 метров.

Места распространения папоротниковидных растений:

  • лес;
  • болотистая местность;
  • стволы и ветви деревьев;
  • водная среда;
  • горные ущелья;
  • стены домов;
  • пустыни;
  • обочины проселочных дорог;
  • сельскохозяйственные угодья.

Папоротник является очень древней формой жизни, из его многолетних отложений образуется уголь. По форме растение похоже на зеленый побег с перистыми листьями.

Ученые считают, что папоротниковидные произошли от плаунов, но существует мнение что последние, а также мхи, хвощи появились от псилофитов.

С древних времен существует миф про цветок папоротника . Если на праздник Ивана Купала человек увидит цветущее растение, то найдет на этом месте клад или узнает как разбогатеть. Тем не менее это всего лишь легенда, ведь на самом деле стадии цветения у папоротника не существует.

Папоротники наших лесов

Отдел папоротниковидные: общая характеристика, особенности. Сколько видов папоротников

В наших широтах, где климат умеренный древовидные папоротники нельзя встретить, зато многолетних травянистых видов папоротников достаточно много. Если посмотреть, сколько видов папоротников растет в России, то их будет около сотни. Наиболее распространенными папоротниками являются страусник обыкновенный, кочедыжник женский и японский, щитовник мужской, многорядники, листовик сколопендровый, орляк обыкновенный.

Растения, входящие в отдел папоротниковидные, отличаются от простейших низших, таких как водоросли, наличием стебля, корней и листьев, которые имеют свои особенности.

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока — комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • — осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты

Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Разнообразие и значение папоротникообразных
  9. Цели: продолжить знакомство с характерными особенностями папоротникообразных как представителей высших споровых ра­стений; дать представление о многообразии папоротникообраз­ных и особенностях их внешнего строения; продолжить форми­рование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; раскрыть экологическую роль папо­ротникообразных, их роль в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека, а также необходимость охраны папорот­никообразных; обобщить знания о высших споровых растениях.
  10. Оборудование и материалы: таблица «Цикл развития папорот­ника», динамическое пособие «Развитие папоротника», живые экземпляры комнатных папоротников: нефролеписа, страусника, адиантума (венерин волос), асплениума, селягинелла, платице- риума («олений рог»), а также аквариумные виды папоротников, например сальвинии плавающей, гербарные образцы различных папоротников, хвощей, плаунов, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», геохронологическая шкала, рисунки пейзажей каменноугольного периода, Красная книга растений.
  11. Ключевые слова и понятия: папоротникообразные, папоротники, хвощи, плауны; каменноугольный период (карбон), палеозойская эра; значение папоротникообразных в природе и жизни человека.
  12. Ход урока
  13. Актуализация знаний
  14. Выберите верные утверждения.
  15. Папоротникообразные относятся к высшим растениям.
  16. У папоротникообразных нет четкой дифференциации на органы и ткани.
  17. Многие папоротникообразные являются реликтовыми формами.
  18. Размножаются папоротникообразные при помощи зооспор.
  19. Папоротникообразные средней полосы представлены в основном крупными древовидными формами.
  20. К папоротникообразным относят папоротники, хвощи и плауны.
  21. Среди папоротников встречаются такие, которые живут в водной среде.
  22. Листья папоротников не участвуют в процессе фотосинтеза, а вы­полняют спороносную функцию.
  23. Папоротники — многолетние корневищные растения.
  24. От корневища папоротников отходят один ярко выраженный глав­ный корень и множество боковых.
  25. При прорастании споры в благоприятных условиях из нее разви­вается заросток.
  26. На нижней стороне заростка образуются женские половые орга­ны, называемые архегониями, и мужские, которые носят название антеридий.
  27. Мужские гаметы папоротников неподвижны и называются спер- миями.
  28. Передвижение мужских гамет папоротникообразных может про­исходить только при наличии воды.

После оплодотворения образуется зигота, из которой развивают­ся небольшой побег и придаточные корни. Это зародыш будущего растения.

  • Молодой папоротник способен образовывать новые споры через год после появления на свет.
  • Самыми древними представителями папоротникообразных яв­ляются хвощи.
  • Изучение нового материала
  • Рассказ учителя с элементами беседы
  • На прошлом уроке мы познакомились с представителями па­поротникообразных.

Вспомните, какие группы растений относятся к папорот­никообразным. (Папоротники, хвощи и плауны.)

Как вы считаете, это сравнительно молодая или древняя группа растений?

Отдел папоротниковидные: общая характеристика, особенности. Сколько видов папоротников

Самыми древними представителями папоротникообразных являются хвощи.

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает темы докладов. На выступление отво­дится 5—7 мин.)

Расцвет папоротникообразных пришелся на каменноугольный период палеозойской эры (карбон). Это было около 300 млн лет назад. (Учитель демонстрирует геохронологическую шкалу и пей­зажи каменноугольного периода.) В то время климат на Земле был очень теплым и влажным.

Часто шли теплые тропические дожди, воздух постоянно был заполнен туманом — водяными парами. Большую часть суши занимали мелководные озера, болота, кото­рые плавно переходили в неглубокие морские заливы. Раститель­ный покров нашей планеты сильно отличался от современного.

На Земле господствовали папоротникообразные и голосеменные растения. Большинство папоротникообразных тех времен имели древовидную форму и достигали 20—40 м в высоту. Травянистые растения того периода также были представлены папоротнико­образными и мхами.

Эти растения гораздо больше напоминали современные мхи, папоротники, хвощи, плауны.

  1. Практическая работа СТРОЕНИЕ ВЫСШЕГО СПОРОВОГО РАСТЕНИЯ ХВОЩА
  2. Цели: познакомить с внешним строением хвоща полевого как представителя высших споровых растений; продолжить форми­рование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
  3. Оборудование: засушенные спороносные и вегетативные по­беги хвоща полевого с корневищами (один на парту), гербарий различных видов хвощей с корневищами и придаточными корня­ми; лупа (на каждого ученика или одна на парту), препаровальная игла (на каждого ученика или одна на парту).

Общие рекомендации. Засушить побеги хвоща с корневищами необходимо заранее. Необходимо помнить, что у большинства хво­щей корневище залегает в почве на глубине около 15—20 см. Найти хвощи можно в сыром лесу, на поле, болоте. Для урока подойдет любой из хвощей. Весенние спороносные побеги необходимо за­готавливать в апреле — мае, а вегетативные — в июне — августе.

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите у него корневище, рассмотрите его, найдите придаточные корни.

Рассмотрите стебель, найдите на стебле пленчатые листья, прижатые к стеблю.

На верхушке побега найдите спороносный колосок. Рас­смотрите его.

Рассмотрите внешнее строение вегетативного (летнего) по­бега хвоща полевого. Рассмотрите мутовчатоветвистый стебель, мутовки листьев. Обратите внимание, что листья срослись особым образом. Свободными остаются только самые кончики листьев в виде зубчиков.

Зарисуйте внешнее строение весеннего и летнего побегов хвоща полевого с корневищами. Подпишите основные органы.

Сделайте вывод об особенностях строения данного растения и о принадлежности его к высшим споровым растениям. Сравните внешнее строение папоротника и хвоща.

Беседа

Вспомните, что такое торф и как он образуется. (Торф — это частично разложившиеся в условиях затрудненного доступа кислорода растительные остатки.)

Где образуется торф? (На болотах.)

Похожие процессы происходили и в каменноугольном пе­риоде.

Как вы думаете, откуда произошло название этого периода? (В этот геологический период шло активное образование и на­копление каменного угля.)

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 41; учебник В.В. Пасечника § 15), ответьте на вопросы: что такое каменный уголь? При каких условиях он образовы­вался? Каково значение каменного угля в жизни человека?.

(На выполнение задания отводится около 3—5 мин.)

Рис..Риниевые а) риния, внешний вид; б) поперечный срез стебля; в) продольный разрез спорангия; 1 – ризоиды; 2 – спорангии; 3 – эпидерма; 4 – устьице; 5 – кора; 6 – флоэма; 7 – ксилема.

Особенности строения

Листья, по сравнению со стеблем, имеют большие размеры и гораздо массивнее. У некоторых видов папоротников листья могут вырастать до тридцати метров в длину. Большинство папоротниковых листьев обладают черешком и рассеченной перистой пластиной, которая имеет стержень, который является неким продолжением черешка.

Отрастающие от корневища молодые листья, имеют закрученный вид. Верхушечный рост папоротниковых листьев сохраняется на длительный срок. Этот факт достаточно интересен, так как такой рост для листьев высших растений абсолютно не типичен.

Отдел папоротниковидные: общая характеристика, особенности. Сколько видов папоротников

Помимо выполнения функций обеспечения растения важными органическими веществами, листья некоторых видов папоротников являются органами спороношения.

Благодаря своим большим красивым и рассеченным листьям, папоротник часто используют в качестве украшения садов или парков. Например, папоротник «Марсилия четырехлистная» применяется в украшении водоемов и высаживается прямо в воду. Папоротник, который имеет название «нефролепис» уже давно используется, как декоративное комнатное растение, привлекая людей своими большими ажурными листьями.

Водные папоротники широко используются как украшения для аквариумов. Помимо декора, такие папоротники выполняют важнейшую роль обеспечения обитателей кислородом. Сколько видов папоротников бы не было, все они играют важную роль в жизни леса.

Папоротник — это многолетнее растение, которое может быть и кустом , и травой.

Структуру имеет следующую:

  • корни;
  • побеги;
  • черешки;
  • листовые пластины.

У растения нет настоящих листьев , имеются лишь ветки, которые растут в одной плоскости. Они называются вайи (предпобеги). Глядя на них, тяжело различить, где заканчивается стебель и образуются лист. Вайи выполняют две функции: спорообразования и фотосинтеза.

Все корни у растения придаточные. Первичный стержень не развивается, а вместо него образуется корень из стебля, реже из листа. Побеги разнообразны по внешнему и внутреннему строению. Ползучие стебли имеют название корневище. Они могут быть короткими и длинными. Стебель состоит из эпидермиса, проводящей и механической ткани. От корневища вверх сразу растут листья.

Папоротник размножается спорами. Последние образуются на нижней стороне листьев в спорангиях.

Стебли, корневища их строение

Стебель папоротников развит не сильно. Он непрочен и маленького размера. Исключениями, пожалуй, являются тропические древовидные папоротники, имеющие вид прямостоячих стволов, наверху которых имеется небольшая крона, состоящая из достаточно крупных листьев.

В большинстве случаев, травянистые папоротниковидные растения имеют короткий стебель, который называется корневищем. Корневища разделяются на два типа, в зависимости от формы и месторасположения листьев и корня.

К первому типу относятся корневища, у которых придаточный корень расположен на нижней стороне, а листья вверху. У второго типа поверхность корневища равномерно покрыта листьями и корнями. Корневища некоторых видов папоротника могут быть ядовитыми.

Жизненный цикл

Каждое растение на Земле имеет свой жизненный цикл. У папоротника он состоит из чередованияпоколений — спорового и полового. Задача растения — достигнуть созревания и дать новую жизнь последующим поколениям.

Бесполое (споровое) поколение представлено лиственным растением, которое образует споры. Последние собраны в кучки — сорусы, которые находятся на нижней стороне листовой пластины.

Споры, попадая в благоприятнуюсреду, дают начало новому заростку, который является половым поколением растения — гаметофитом. Жизненный цикл папоротниковидных замкнутый.

Фазы жизни папоротника имеют такой порядок:

  1. Взрослое растение.
  2. Споры.
  3. Заросток.
  4. Половые клетки — сперматозоиды и яйцеклетки.
  5. Зигота.
  6. Зародыш.
  7. Новое растение.

Взрослое растение, вырастая, повторяет этусхему для зарождения будущего поколения.

Дыхание

Папоротникообразные растения: характеристика группы, биологическое значение

Умение всасывать из воздуха кислород и выделять углекислый газ именуется процессом дыхания у растений. Данное условие необходимо им для существования. Кислород, который впитал папоротник, взаимодействует с его органической материей, в результате выделяются углекислый газ и вода.

Дышит папоротник днем и ночью. Эта функция ему необходима для получения жизненной энергии.

Питание

Питательные вещества папоротники получают через корни и листья. С помощью первых растение всасывает из почвы минеральные соли и воду. Для питания растений нужны такие микроэлементы как фосфор, калий, углерод, азот, железо, магний, сера, водород, цинк, медь, марганец и другие.

Через листья проходит другой процесс питания — фотосинтез. Из воздуха листочки забирают углекислый газ, который с помощью солнечного света преобразуют в органические вещества, так необходимые для жизни растения.

В процессе фотосинтеза папоротник получает крахмал и сахар, которые распределяются по всем органам.

Папоротникообразные растения: характеристика группы, биологическое значение

У взрослого сформированного папоротника на нижней стороне листа созревают споры в капсуле. Затем капсулы лопаются, и споры осыпаются в почву. Ветер подхватывает их и разносит в разные стороны.

Спора прорастает и образуется заросток сгаметами, который внешне схож с сердечком. Заросток прикрепляется к поверхности земли с помощью нитей — ризоидов. В нем появляются мужские и женские половые органы — антеридии и архегонии, в которых образуются сперматозоиды и яйцеклетки.

Вода стекает по листу и задерживается в середине заростка, сперматозоид с водой подплывает к яйцеклетке и соединяется с ней, образуя зиготу. Из нее развивается зародыш нового растения.

Эволюция видов

В науке считается, что папоротникообразные появились на земле более 480-360 миллионов лет назад впериод среднего девона. Их численность и разнообразие просто поражают. Папоротники начинают разрастаться, появляются древовидные формы. Более сложная структура позволяет этим видам адаптироваться к жизни на суше и придает им необходимую для дальнейшего роста жесткость.

В результате значительного накопления остатков этих растений стали появляться залежи торфа, который со временем преобразовался в каменный уголь. В последующие столетия появились благоприятные условия и влажная среда для разрастания папоротниковидных.

Археологи часто находят в залежах угля на поверхности этой породы рисунки листьев папоротников и отмечают появление новых форм флоры.

В каменноугольный период, 360 млн. лет назад, доминировали хвощи. Из их окаменевших останков образовалась большая часть угля. Затем они постепенно были вытеснены другими видами.

Папоротники нашего времени растут в богатых влагой тропических лесах. Встречаются травянистые и древовидные растения, а также лианы, которые схожи по размерам с древними папоротниками.

Размножение

Существуют виды папоротников, листья которых могут быть абсолютно разными. На одном и том же растении имеются листья стерильные, не имеющие спорангиев и листья, которые эти спорангии имеют. Такие листья называют фертильными, в переводе с латинского языка — оплодотворяющий.

Споры у большинства видов расположены в нижней части обратной поверхности листа. Как и у большей части высших растений, процесс размножения у папоротников происходит тогда, когда споры созревают. Особые образования, где развиваются споры, называются спорангиями. Большое скопление спор, расположенных близко друг к другу образуют сорусы. Они похожи на «мешочки», где хранятся споры.

После того как споры созрели, они выпадают, раздуваются ветром и попадают в комфортные для произрастания условия. Вскоре из проросшей споры образуется мелкая зеленая пластинка, имеющая диаметр всего несколько миллиметров, которая является заростком папоротника.

Урок 40. Разнообразие и значение папоротникообразных

Папоротники выделяют кислород, принимают участие в круговороте веществ и энергии на Земле. Их заросли являются пищей и местом обитания для беспозвоночных животных. Эти растения входят в состав природных сообществ и взаимодействуют друг с другом.

Папоротники имеют широкое применение:

  1. Служат пищей. Съедобной разновидностью является орляк, молодые закрученные вайи которого собирают, сушат, консервируют, солят, жарят, в измельченном виде добавляют в приправы и выпечку. Жители Восточной Азии из корневищ получают крахмал.
  2. Используются в медицине. Костенец имеет противовирусные и антибактериальные свойства, является спазмолитиком и способствует отходу слизи из дыхательных путей. Адиантум стоповидный используют при кашле и боли в желудке. Орляк применяют при болезнях суставов, простатите, золотухе и кашле. Из многоножки производят эфирное масло, она имеет потогонный, отхаркивающий, слабительный, желчегонный эффект.
  3. В сельском хозяйстве. Азоллу используют для удобрения почвы, она обогащает землю азотом. Корневища вудвардии применяют для торфообразования.
  4. Участвуют в образовании каменного угля. Он формируется из отмерших древовидных папоротников и является хорошим топливом, из него производят: лаки, пластмассу, краску, духи, горючий газ.
  5. В качестве комнатных растений. Декоративные папоротники используются для украшения жилья, аквариумов и водоемов (адиантум, нефролепис, сальвиния, марсилия).

В современном мире некоторые типы папоротников находятся на грани вымирания. Если исчезнет хотя бы один вид, это приведет к нарушению природного баланса на Земле. Для того, чтобы этого не случилось, растения обязательно нужно беречь и охранять.

Ход работы

Беседа

Продолжение беседы

Каково значение каменного угля в жизни и хозяйственной деятельности человека, мы выяснили. Каменный уголь исполь­зуют как топливо, как сырье для химической промышленности.

(Учитель демонстрирует коллекцию «Каменный уголь и продук­ты его переработки».

) Из этого полезного ископаемого получают горючий газ, смолы, смазочные масла, лаки, краски, кокс, пласт­массы, также его используют в парфюмерии и медицине.

Но каково же значение папоротникообразных в жизни чело­века? (Ответы учащихся.)

  • Значение папоротникообразных в жизни людей
  • Некоторые папоротники и хвощи являются лекарственны­ми растениями.
  • Многие папоротники выращивают в качестве декоративных комнатных и уличных растений.
  • Корневища и молодые листья некоторых папоротников, а также весенние побеги хвощей употребляют в пищу.
  • Споры плаунов используют в аптечном деле (в частности, как детскую присыпку).
  • Порошком из спор различных папоротникообразных об­сыпают формы для литья металлических изделий, чтобы детали лучше отходили от форм.
  • Жесткие побеги хвоща раньше измельчали и использовали при полировке металлических изделий.
  • Многие папоротники и хвощи являются пионерными ра­стениями и первыми появляются на пустырях и пожарищах.
  • Хвощи являются природным индикатором закисленно­сти почв.
  • Кроме того, некоторые виды папоротников и хвощей (на­пример, хвощ полевой) являются трудноистребимыми сор­няками.
  • В Красную книгу России внесены 10 видов папоротников и 4 вида плаунов.
  • Закрепление знаний и умений
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Используя знания, полученные на последних уроках, а также материал учебника и записи в тетрадях, заполните таблицу.
  • Сравнительная характеристика мохообразных и папоротникообразных растений
Признак сравнения Мохообразные Папоротникообразные
Дифферен­циация тела на органы Есть стебель с листьями и ризоиды Есть корневище, прида­точные корни, стебель, листья (вайи)
Дифферен­циация тела на ткани Тело не дифференциро­вано на ткани Выделяют покровные, проводящие и механиче­ские ткани
Питание Автотрофное, за счет фо­тосинтеза Автотрофное, за счет фо­тосинтеза
Размножение Спорами Спорами
Оплодотворе­ ние При участии воды подвиж­ными мужскими гамета­ми — сперматозоидами При участии воды подвиж­ными мужскими гамета­ми — сперматозоидами
Условный воз­раст Древние растения, имеет­ся ряд реликтовых форм Древние растения, имеет­ся ряд реликтовых форм

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 41; учебник В.В. Пасечника § 15.)

Закончить заполнение таблицы.

Творческие задания.

Нарисовать пейзаж, характерный для каменноугольного периода. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Нарисовать этих животных.

Найти на карте России месторождения каменного угля и торфа. Где добывают эти полезные ископаемые?

Взять стакан с водой и спороносный побег плауна. Акку­ратно насыпать на поверхность воды споры так, чтобы они равно­мерно распределились на поверхности воды и образовали тонкую пленку. Опустить палец в воду (на глубину не ниже чем 1—1,5 см), вынуть его и убедиться в том, что он сухой. Объяснить причину этого явления. Попробовать проделать то же самое со спорами или пыльцой других растений.

Плауны. Хвощи. Папоротники. 

  1. Высшие споровые растения (Мхи, Плауны, Хвощи, Папоротники) | Ботаника | ОГЭ и ЕГЭ по биологии
  2. Разнообразиепапоротникообразных
  3. Мхи, папоротники, хвощи и плауны.AVI
  4. Ресурсы:

И.Н. Пономарёва,О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Папоротникообразные растения: характеристика группы, биологическое значение

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Гаметы

Этот заросток начинает самостоятельную жизнь, цепляясь к почве своими нитевидными образованиями. На его нижней стороне развиваются женские и мужские гаметы (яйцеклетки и сперматозоиды). По каплям воды или росы, которая задерживается под заростком, сперматозоиды доставляются к яйцеклеткам, совершая тем самым оплодотворение.

Папоротникообразные растения: характеристика группы, биологическое значение

Папоротниковидные голосеменные в корне отличаются от других видом. Главное отличие — это размножение растений пыльцой, а гаметы находятся внутри ее. Ветром пыльца разносится на большое расстояние. Семена образуются в шишках, они не имеют оболочки, поэтому называются голосеменные.

Ровесники динозавров

Отдел папоротниковидные является очень древним, он вместе с остальными растениями составлял растительный поверхностный слой почвы. В каменноугольный период на болотистых участках леса помимо огромных хвощей и плаунов росли древние папоротники, высота которых достигала тридцати метров.

На кусках каменного угля до сих пор остаются отпечатки больших листьев больших древовидных папоротников. Сейчас распространение папоротниковидных наблюдается по всей Земле, независимо от климата. Они встречаются как в жарких тропиках, так и в самых северных точках мира.

Времена года оказывают своё влияние и на растение папоротника. Весной оно начинает свой рост и развитие, а ближе к осени эти процессы останавливаются. У большинства видов происходит отмирание листьев, но существуют и такие виды, у которых происходит их перезимовка и они остаются зелеными, напоминая, что в условиях тропического климата, на фоне других постоянно зеленых растений, папоротники тоже остаются всё время зелеными.

Названия «папоротник» произошло от красивой формы листьев похожей на перо. В отличие от других высших споровых растений, папоротники имеют большое экологическое значение в природе, например, являются важной составляющей лесной экосистемы.

Хозяйственное применение

Отдел папоротниковидные, имеет широкое применение в хозяйстве. Так жители некоторых стран используют в пищу молодые побеги и сердцевину папоротников, имеющих вид дерева. Эти части маринуют и засаливают. К примеру, съедобным является «Орляк обыкновенный», который имеет большое содержание протеинов и крахмала в своих листьях.

Многие виды папоротников используются в качестве ингредиентов для создания лекарственных препаратов против кишечных паразитов. Очищающим эффектом обладает корень растения и используется для вывода шлаков и токсинов, а также им лечатся язвы, экземы, головные боли, раны. Корни могут поспособствовать полному восстановлению оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы.

Ядовитые представители

Но стоит быть осторожным, ведь некоторые виды папоротников ядовиты. Растения семейства щитовниковых, являются самыми опасными, так как в содержании их корневищ содержатся токсичные производные флороглюцина. Тем не менее щитовник обладает медицинскими свойствами и используется для лечения гельминтоза.

Как мы видим, они обладают большим количеством полезных свойств, поэтому папоротники нужно оберегать. Посещая леса и парке не нужно обрывать растущий папоротник для украшения букетов, ведь листья этих древних растений при повреждениях быстро разрушаются и теряют свой внешний вид.

Растение становится непривлекательным, увядшим, поникшим и просто выбрасывается. Из-за таких действий количество этих древнейших растений, обладающих массой полезных свойств, снижается. Уникальные особенности папоротниковидных требуют относиться к ним с особой чуткостью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Dachnik.Net.ru
Adblock detector