Устройство водоотводной канавы

Гофрированная пластиковая труба для укладки в канаву

Достаточно популярным и эффективным материалом для укладки в канаву являются пластиковые гофрированные трубы. Их габариты могут варьироваться в очень широких пределах: диаметр стандартных изделий составляет от 200 до 1000 мм, толщина стенки – от 22 до 140 мм, а длина – от 1 до 6 м.

При изготовлении пластиковых труб соединяется несколько слоев сырья, в результате чего получается монолитная конструкция. В качестве сырья для гофрированных изделий используется первичный полиэтилен или полипропилен высокой плотности

Очень важно, чтобы в процессе производства в материал не добавлялось вторичное сырье – такое смешивание является причиной существенного снижения упругости готовых изделий

Для определения упругости гофрированной трубы достаточно надавить на ее ребро – при наличии примесей материал не вернется в исходное состояние, в то время как изготовленные из первичного сырья изделия примут первоначальный вид. Также нужно знать, что внешний слой таких труб, по сути, является легким защитным кожухом, при помощи которого удается достичь высокого показателя жесткости и необходимой толщины стенок, не утяжеляя конечные изделия.

Роль упругости данного материала нельзя недооценивать, ведь именно этот показатель дает возможность трубам при необходимости изгибаться, не испытывая деформирующих внутренних нагрузок. При уменьшении внешней нагрузки труба возвращается в прежнее состояние, не прекращая выполнять свои прямые функции.

Жесткость трубы обозначается символами SN и может составлять 4, 6, 8 и 16 kH/м2. Числовое значение демонстрирует прочность трубы, которая выражается в давлении на один квадратный метр, и допустимую глубину прокладки (от 2 до 8 м). Вариативность жесткости позволяет использовать гофрированные пластиковые трубы на заезд через канаву в самых разных местах – от загородных участков до аэродромов.

Установка длинномерных бордюров

В целом, гофрированные пластиковые трубы имеют массу положительных качеств:

  • Небольшой вес, упрощающий транспортировку и монтаж трубопровода;
  • Устойчивость к коррозии и большинству агрессивных химических веществ;
  • Устойчивость к температурным перепадам (рабочая температура может варьироваться от -35 до 75 градусов);
  • Высокая механическая прочность и сопротивляемость деформации;
  • Высокая кольцевая жесткость;
  • Длительный срок службы (при правильной укладке пластиковые трубы могут работать до 50 лет);
  • Простой монтаж и универсальность (при необходимости трубы без проблем разрезаются или наращиваются);
  • Небольшая стоимость.

Из недостатков можно отметить разве что боязнь открытого огня и полное неприятие ультрафиолетовых лучей, при попадании которых гофрированные пластиковые трубы начинают очень быстро разрушаться.

УСТРОЙСТВО ВОДООТВОДНЫХ И ДРЕНАЖНЫХ СИСТЕМ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Введение

Настоящий Стандарт предназначен для использования при строительстве водоотводных систем автомобильных дорог и мостовых сооружений,
обеспечивающих отвод воды с поверхности и из дренирующих слоев оснований земляного полотна и дорожных одежд, а также их защиту от
поступления подземных вод или верховодки со смежных с покрытием территорий.

При разработке настоящего стандарта использовались результаты работ ОАО «СоюздорНИИ», ФГУП «РосдорНИИ», МАДИ, НИИ Мосстроя.

В Стандарте использованы положения зарубежных нормативных документов из банка переводов ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», а также европейские
нормы (EN) и нормы Республики Беларусь (СТБ).

Д.т.н. Кузахметова Э.К. (МИИТ), к.т.н. Медведев Н.В. (МИИТ), к.т.н. Заикина Л.Л. (МИИТ), к.т.н. Зенин А.В. (МИИТ),
к.т.н. Шейнин А.А. (МИИТ), д.т.н. Фридкин В.М. (МИИТ), к.т.н. Шмелев В.А. (ООО «ФСК «МГЦ»), Колоколов Д.В. (ЗАО «ОСГ»).

Работа выполнена под руководством д.т.н., профессора В.В.Ушакова (МАДИ) и к.т.н. Л.А. Хвоинского (СРО НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»).

1.1. Настоящий Стандарт распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые автомобильные дороги и мостовые сооружения и устанавливает
основные требования к строительству элементов открытой и закрытой водоотводной системы искусственных покрытий и грунтовых участков
земляного полотна, а также требования к производству работ при устройстве водоотвода и дренажа на мостах и путепроводах дорог общего
пользования и городских дорог.

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации. Общие положения

ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации ГОСТ Р 52128-2003
Эмульсии битумные дорожные ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.

ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения
(с поправками к ГОСТ Р 52748-2007 от 01.07.2008)

ГОСТ Р 54963-2012 Сетки из стекловолокна щелочестойкие армирующие фасадные. Метод определения механических свойств

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной
стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению»

ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда» Федеральный закон Российской
Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации»

ГОСТ 17.4.02-85 Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ

ГОСТ 21.508-93 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий,
сооружений и жилищно-гражданских объектов

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 3634-99 Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия

ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.

ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия

ГОСТ 6666-81 Камни бортовые из горных пород. Технические условия

Устройство водоотводной канавы

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8411-74 Трубы керамические дренажные. Технические условия.

ГОСТ 8728-88 «Пластификаторы. Технические условия»

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон

ГОСТ 9941-81 «Трубы бесшовные холодо- и теплодеформированные из коррозионно-стойкой стали»

канава

ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10146-74 Ткани фильтровальные из стеклянных крученых комплексных нитей. Технические условия

ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия

ГОСТ 10587-93 «Смолы эпоксидно-диановые неотверждённые. Технические условия»

ГОСТ 11158-76 Рейки нивелирные. Технические условия

ГОСТ 13015-2003 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки,
транспортирования и хранения.

ГОСТ 18599-2001 Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия

ГОСТ 20276-99 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

канава

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства

ГОСТ 23732-79 Вода для бетонов и растворов. Технические условия.

ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация

ГОСТ 25192-82 Бетоны. Классификация и общие технические требования.

ГОСТ 25621-83 «Материалы и изделия полимерные строительные герметизирующие и уплотняющие»

ГОСТ 25820-2000 Бетоны легкие. Технические условия

ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.

канава

ГОСТ 28013- 98 Растворы строительные. Общие технические условия.

ГОСТ 30547-97 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия.

ГОСТ 30693-2000 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебёночно-мастичные

ГОСТ 31416-2009 Трубы и муфты хризотилцементные.

ГОСТ 53201-2008 Трубы стеклопластиковые и фитинги. Технические условия.

ГОСТ 53231-2008 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности.

ГОСТ 5781-82 Арматура стальная.

СНиП 2.01.01 -82 Строительная климатология и геофизика

СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений».

СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции

СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения

СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги.

СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтоплений».

СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации

СНиП3.06.03-85 Автомобильные дороги СНиП12.02-2004 «Организация строительства»

СНиП 12-03-2001 Строительные нормы и правила. Безопасность труда в строительстве.

СанПиН 2.2.3.1384-03 Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ

СП 33-101-2003 Определение основных расчетных гидрологических характеристик

СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы» (актуализированный)

СП 40-102-2000 Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов

СП 45.13330.2012 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты.»

СП 46.13330.2010 «СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы» (актуализированный)

СП 126.13330.2012 «СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве»

СП «СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний»

СП «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги»

СП 31.13330.2012. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85

СП 43 13330.2011 Актуализированный СНиП 12-01-2004. Организация строительства.

СТО НОСТРОЙ 2.25.36-2011 Национальное объединение строителей. Стандарт организации. Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных
покрытий автомобильных дорог.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего
пользования — на официальных сайтах Национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно
издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 быстроток: Специально предусмотренное для сброса вод поверхностного стока с высокими скоростями в конкретном местоположении, укрепленное,
не размываемое потоком водоотводящее русло.

3.2 береговая дрена: Дрена, предназначенная для перехвата и отвода подземных вод при поднятии уровня в ближайшем водоеме.

Установка бордюрных блоков по шнуру

3.3 бестраншейные технологии: Методы выполнения работ по прокладыванию и ремонту подземных коммуникаций без экскавации
грунта, без ручных земляных работ или с минимальным их количеством.

3.4 водосборная площадь: Территория, с которой возможно формирование поверхностного стока.

3.5 водораздел: Граница водосборной площади, с которой формируется сток.

3.6 водобойный колодец: Сооружение гасящее энергию, путем частичного или полного затопления потока.

3.7 вертикальный дренаж: Комплекс сооружений для понижения уровня грунтовых вод, включающий водозаборные скважины с гидромеханическим оборудованием (насос и другое оборудование) и наземный комплекс (энергетический комплекс, средства автоматики, водопроводящая сеть, телемеханика и связь, контрольно-измерительная аппаратура)

Примечание — к гидромеханическому оборудованию относится насос, к наземному комплексу — энергетический комплекс, средства автоматики,
водопроводящая сеть, телемеханика и связь, контрольно-измерительная аппаратура.

Как укрепить склон на участке выбираем надежный способ защиты от оползней

Стоимость подобной конструкции начинается от 7 000 рублей за 1 погонный метр

— бетонные лотки так же как и бетонные трубы не пропускают воду, следовательно так же как и в первом случае вам придётся создавать дублирующую дренажную систему и прорубать для неё выпуски в бетонных лотках.

 Выравнивание уложенных бордюров по уровню

— канава из бетонных лотков хоть и выглядит аккуратно, но абсолютна неэстетична. Гладкие серые бетонные стенки будут «радовать» вас своим унылым видом весь срок своей службы.

Способ 3.

Бетонирование стенок канавы.

Плюсы и минусы у такой конструкции будут аналогичны ж/б лоткам, с той лишь разницей, что общая стоимость и трудоёмкость существенно возрастают. Особенно сложно проводить такие работы в дождливый период времени, в этом случае требуется система временного дренажа. В качестве достоинства для подобной конструкции можно указать лишь возможность работы в стеснённых условиях, там где работа крупной техники невозможна.

Способ 4.

Здесь наверное стоило бы рассмотреть все попытки обуздать непокорную канаву. Старый шифер, доски, распорки, кирпичи, покрышки, деревянные поддоны и т.д.

Подобными методами редко удаётся достичь какого-то приемлемого внешнего вида, не говоря уже о долговечности. Дерево быстро гниёт, а силы морозного пучения с лёгкостью ломают шифер.

Способ 5.

Использование георешеток.

Довольно популярный метод в ландшафтном дизайне. Георешетки долговечны, прочны, а после засыпки их грунтом зарастают травой.

— хороший внешний вид

— невысокая стоимость

— если в канаве довольно долго стоит вода, то трава в этой части канавы отмирает

— чистить канаву нужно крайне аккуратно, чтобы не повредить пластиковую решетку

— подобная канава «съедает» непозволительно много места (около 3-х метров), что при нынешней стоимости земельных участков можно назвать расточительством.

Способ 6.

Большинство указанных выше способов либо дороги либо малоэстетичны. Так что же выбрать обычному человеку не затрачивая при этом лишних денег.

Есть довольно простой и красивый способ обустройства канавы.

Сетчатые габионные конструкции долговечны и сочетают в себе массу положительных характеристик различных конструкций.

— они столь же эстетичны как и подпорные стенки из натурального камня

— они не боятся морозного пучения грунта и не меняют своей формы при замерзании воды в канаве

— пространства между камнями можно засаживать различными видами растений, создавая декоративные стенки по аналогу альпийских горок

— они не занимают много места на участке, ширина габионов для дренажных канав не превышает 50см

— канава всегда доступна для расчистки и не боится механических ударов и даже в случае их повреждения, они легко поддаются ремонту

— габионные конструкции долговечны, срок службы оцинкованного сетчатого каркаса достигает 50 лет, но даже по завершении этого срока стены из габионов сохранят все свои функции, т.к. к этому моменту они плотно будут связаны корнями растений, нанесенной зелёй и т.д.

— стоимость габионной конструкции обрамляющей канаву составляет 4000-5000 рублей (обрамление канавы с двух сторон на высоту 50см., включая все необходимые работы и материалы), что практически вдвое дешевле ближайших конкурентов. 

— вдоль габионных конструкций можно устанавливать заборы и ограждения. Более того, сама габионная конструкция может послужить готовым основанием для забора.

— габионы легко пропускают через себя воду, работая при этом в качестве эффективного дренажа

Выбор способа отвода очищенных стоков зависит не столько от желания владельца участка, сколько от объективных обстоятельств: типа грунта, наличия открытых водоемов и сточных канав, уровня грунтовых вод и так далее. Благодаря высокой степени очистки допускается отвод жидкости на грунт, а при установке блока дополнительной доочистки –  в озеро или пруд.

Важно понимать, что станция биологической очистки и обычный септик имеют принципиальные различия. В первом случае аэробные бактерии «разделяют» стоки на активный ил и воду

Жидкость при этом имеет степень очистки около 98%. Проще говоря, она мало чем отличается от речной или озерной воды. Септик же не в состоянии обеспечить столь высокий уровень очистки, поэтому вода из него нуждается в дополнительной фильтрации грунтом.

Особенности конструкции

…открытого типа.

Чаще всего устройства открытого типа встречаются в загородных домах, на дачах. Канавы для сбора ливневых осадков заглубляются в почву немного ниже верхнего грунтового слоя. Избыток влаги сбегает по желобам к очистным сооружениям либо к местам для утилизации.

Для открытых конструкций подойдут любые природные материалы, например, деревья и камни. Устройство данного типа требует минимум материальных вложений, но требует физических сил и времени, чтобы укрепить боковые стены канавок.

Также для открытого типа применяют изготовленные на заводе желоба для сбора влаги. Материал изделия диктует стоимость конструкции. Желобки из металла стоят дороже, чем из пластика.

Открытые водоотводные канавы сверху накрывают решетками, чтобы сохранить красивым внешний вид участка, также от попадания крупного мусора во избежание засоров.

… закрытого вида.

Канализация по отводу ливневых стоков в городах устроена по закрытому типу. Дождевая вода от дорог, строений отводится с помощью труб, уложенными в грунт, к месту утилизации. Система труб проложена от начала, где собирается лишняя жидкость, до места, где производится утилизация влаги.

Данное устройство требует немалых денежных затрат на трубы, также на сопутствующие детали конструкции.

Алгоритм укладки трубы в канаву

Главной задачей, ради которой трубы укладываются в канаву, является прохождение воды только через трубопровод, без попадания в грунт. Чтобы добиться такого результата, нужно четко соблюдать технологию монтажа трубопровода и следить за качественным выполнением всех пунктов.

Пластиковая или стальная труба в канаву укладывается по следующему алгоритму:

  1. Подготовка к работе. Данный этап включает в себя проектирование будущей системы, проведение замеров, разметку участка и комплекс работ по расчистке канавы от грунта. Также на этом этапе нужно подобрать и приобрести необходимые материалы.
  2. Подготовка канавы. Дно и стенки канавы застилаются геотекстильной тканью, которая предотвратит размывание конструкции. На дне канавы обустраивается песчаная подушка толщиной около 20 см. Если грунт слишком зыбкий, стоит сначала прокопать его примерно на 10 см и заполнить это пространство щебнем. Канава должна иметь постоянный уклон в 2 см, чтобы вода не застаивалась.
  3. Укладка трубы. Выбранная труба для канавы на дачу укладывается ровно посредине траншеи. Возле краев трубы можно сделать небольшие ямки, заполненные гравием – это защитит трубопровод от заиливания. По обоим краям заезда стоит установить деревянную опалубку, которая будет удерживать насыпь во время работы. Позже эти места нужно залить бетоном.
  4. Обустройство насыпи. Собранный трубопровод засыпается песком, толщина слоя которого в утрамбованном состоянии должна превышать 30 см. Следующим этапом будет засыпка щебневого слоя толщиной около 20 см. Сверху засыпается гравий, а на самом верху должен быть песок или мелкая щебенка. В итоге уложенная в канаву дренажная труба должна закрываться насыпью толщиной не менее полуметра, иначе конструкция не выдержит массы проезжающего по ней транспорта. Асфальтировать или заливать бетоном заезд можно только после того, как насыпь немного осядет.
  5. Заливка боковин заезда. При бетонировании сторон заезда нужно следить за тем, чтобы торцы труб были открытыми. Чтобы предотвратить попадание мусора в трубопровод, установленная на заезд труба должна оборудоваться металлической сеткой.

Заключение

Схема заделки шва между бордюрными блоками

Укладка трубы в канаву – процесс трудоемкий, но вполне реализуемый. Путей решения проблемы много, а неизменной остается лишь цель – предотвратить подтопление участка и создать надежный заезд для транспорта. 

Простые варианты дренажных канав

Еще в давние времена люди строили дренажные системы, а значит, их можно назвать чуть ли не самыми древними инженерными коммуникациями. Просто тогда они имели простейшие конструкционные решения. Например, в дренажи для стоков помещали пучки прутьев диаметром 10 сантиметров и тогда системы использовались более продолжительное время.

Такие связки получили в Древнем Риме название «фашины». Древнее изобретение заключается в том, что пучки препятствуют обвалу края канавы и одновременно фильтруют стоки. Подобные дренажные системы до сих пор нередко используют на дачных участках.

Специалисты не рекомендуют засыпать щебнем фашинные дренажные канавы, поскольку со временем пучки прутьев придется заменить. Раскопать песок гораздо проще, чем выгребать щебенку или мелкие камни. Подобные дренажные системы служат в среднем около 15 лет.  Когда устройство дренажной канавы выполняется своими руками, нередко пользуются принципом, имеющим отношение к древнему изобретению, но для этого используют современные материалы и изделия, например, автомобильные шины.

Несмотря на то, что они круглые, их разрезают относительно радиуса на 6-8 частей. Каждый из сегментов в результате представляет собой участок U-образной трубы, открытой сверху. Выложив их открытой частью кверху на дно дренажной канавы, можно создать условия для перенаправления стоков в нужную сторону.

Старые покрышки являются практически вечным материалом, да и финансовых затрат в таком случае нет. Укладывать сегменты шин следует на промятую глину, а сверху на них высыпают щебень, песок и прочие находящимися под рукой домашнего умельца фильтрующе-пропускающие воду стройматериалы.  

Работа по созданию дренажной канавы осуществляется в определенной последовательности:

  1. При копании траншеи учитывают, что соотношение между шириной и глубиной должно быть рано примерно один к двум. Уклон нужно делать плавным.
  2. Потребуется труба для дренажной канавы. Можно использовать пластиковые изделия диаметром 63 миллиметра или даже большего сечения. Асбоцементные «сотки» будут еще лучше. Труба нужна, чтобы собирать воду и отводить ее в нужном направлении. В ее верхней части проделывают отверстия в несколько рядов на расстоянии 10-15 сантиметров диаметром 1,5 сантиметра. На то, чтобы проделать дырки потребуется время.
  3. Но отверстия нельзя оставлять незащищенными, поскольку в трубу легко попадет земля и прочий мусор и в итоге она в скором времени заилится и забьется. Чтобы избежать негативных моментов дренажная труба в канаву должна иметь фильтр. Сделать его несложно – трубу следует обмотать не слишком плотным геотекстилем или особой тканью, чтобы сквозь нее легко проходила вода.
  4. Далее следует укрепление дренажной канавы. Ее засыпают мелкими камушками, оказавшимися на дачном участке, а также битым кирпичом, щебнем, керамзитом, высохшим цементным раствором, крупным песком и другим стройматериалом. Одним словом, всем, что есть в данный момент под рукой (это можно назвать строительным мусором). Главное требование к нему – слой должен хорошо пропускать воду. 

Растущие по краям дренажной канавы и на ее дне травы и цветы имеют корневую систему, которая не только укрепит ее стенки, но и послужит отличным природным фильтром. Кроме этого они своим видом преобразят в лучшую сторону неэстетичную траншею. 

Введение

Геоматы

Монтаж геоматов довольно прост. Вначале склон очищается от мусора и больших растений (кустарников и высокой травы). Затем поверхность нужно выровнять при помощи граблей. После этого в верхней части склона крепится край геомата при помощи анкеров. Затем рулон раскатывается к основанию склона и отрезается лишний кусок.

После того как весь склон покрыт геоматом, его засыпают грунтом (достаточно 3–4 см). Затем поверхность желательно засеять семенами травяных растений. Так, вы улучшите внешний вид и более надежно закрепите материал.

Георешетка

Более крепким и надежным материалом для укрепления стенок дренажной канавы является георешетка. Такие изделия делаются из прочного полиэтилена или полипропилена. Георешетка крепится к откосам при помощи анкерного крепежа (Г-образное изделие, длиной в 50–80 см).

Перед началом работ необходимо осушить канаву. Затем откосы и дно очищается от мусора и выравнивается. После этого раскладывается георешетка. Крепление делается в шахматном порядке на расстоянии в 30–40 см друг от друга. После этого все ячейки засыпаются песком или гравием.

Самым дорогим, но и самым надежным укреплением склонов дренажных канав считается габион. Такие изделия выполнены в виде параллелепипеда из сетки. При этом используется металлическая проволока двойного плетения.

Для защиты от коррозии сетка покрывается слоем пластика. Внутрь габиона помещаются крупные камни или щебень. Такая защита способна прослужить более 50-ти лет. При этом внешний вид габиона очень привлекательный.

УСТРОЙСТВО ВОДООТВОДНЫХ И ДРЕНАЖНЫХ СИСТЕМ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Введение

Поперечные профили кювета

Если дорогапересекает на коротком расстояниинесколько логов, воду можно не пропускатьчерез дорогу в каждом понижении, аустраивать водоотводные канавы,перехватывающие воду в малых логах иотводящие в главный лог (рис. 5.3). Обычноканавы глубиной 0,25–0,5м, собирающие воду с малых логов, начинаютв самом русле.

Рис. 5.3. Схема отводаводы из бокового лога к сооружению вглавном логе

Канавы устраиваютс продольными уклонами не менее 5 –7 ‰,длину принимают не более 500 м.

Водоотводныеканавы также проектируют для выпускаводы из пониженных участков –бессточных впадин, которые пересекаетдорога.

Воду из впадиныотводят до ближайших логов или болееглубоких впадин, устраивая водоотводныеканавы с двух сторон дороги (рис. 5.4, а).Возможно и другое решение: устройствоводопропускной трубы и водоотводнойканавы с низовой стороны (рис. 5.4, б).Вопрос решается с учетом конкретнойситуации: наличия понижений с двухсторон дороги и технико-экономическихрасчетов (следует подсчитать, что дешевле–труба или канава).

Рис. 5.4. Схема отводаводы из бессточной впадины: а –без устройства трубы; б –с устройством трубы под полотном

Рекомендуетсяпересекать впадину не в самом глубокомместе, а сбоку. Тогда более глубокаячасть впадин будет играть рольиспарительного бассейна.

При наличиипоперечного уклона местности косогоравода, притекающая к дороге с верховойстороны, должна быть перехвачена иотведена в сторону от дороги с помощьюнагорных канав (рис. 5.5).

а – у насыпи; б –у выемки; 1 – насыпь; 2 – нагорная канава;

3 – берма; 4 – откосвыемки; 5 – банкет

Сечение нагорныхканав рассчитывают по расходу воды,притекающей к ней. Канаве придаюттрапецеидальный поперечный профиль снаименьшей шириной по дну 0,5 м. минимальнаяглубина канавы 0,5 м, крутизна откосов1:1,5, продольные уклоны не менее 3–5‰.

Если земляноеполотно проложено по косогору в насыпи,то нагорную канаву располагают нарасстоянии не менее 2,0 м от подошвынасыпи, а между ней и насыпью отсыпаютберму с уклоном 20 ‰ к канаве (рис. 5.5, а).

При наличии кюветав насыпи и расположении дороги в выемке,во избежание сплывов и оползания откосовиз-за переувлажнения грунтов, нагорныеканавы располагают на расстоянии неменее 5 м от внешнего откоса кювета иливыемки (рис. 5.5, б). Чтобы избежатьзатопления выемки при переполнениинагорной канавы, между выемкой и канавойотсыпают земляные призмы –банкеты.

При большом притокеводы на крутых и длинных косогорахустраивают два и более ряда нагорныхканав. Кюветы и нагорные канавы укрепляютдерном, укрепленным грунтом, мощением.

Как укрепить склон на участке выбираем надежный способ защиты от оползней

Способ 3.

Способ 4.

Способ 5.

Способ 6.

Когда отсутствует дренаж, вода может стекать в любое место, при этом, кажется, что стоки движутся хаотически, но это не так. Вся жидкость стекает под уклон.

Чтобы определить самую нижнюю точку рельефа можно:

  • изучить рельефную карту местности, имеющуюся в GoogleEarth;
  • наблюдать за передвижением дождевых потоков во время ливня. 

Прежде всего, следует разобраться, в каком месте будет проходить канава и разметить ее расположение. Она непременно прокладывается под уклоном, но не слишком сильным, поскольку при быстром передвижении стоков проходимость в отдельных точках может быть недостаточной. 

Потом рассчитывают дренаж участка. Обозначив на нем трассу прохождения канавы, в этих местах убирают всю растительность и приступают к работе по рытью траншеи. 

Лопаты, кирки – на случай, если придется прокапывать твердый каменистый грунт.

Тачки и ведра для переноса и транспортировки извлеченной глины.

Колышки и леска, или лента – чтобы разметить площадку.

Из строительных материалов понадобятся: остатки кирпича, шифера; гравий разной фракции и песок. Выбор декоративных материалов зависит только от желания владельца: можно купить решетки для защиты канав от загрязнения или просто засыпать траншеи камнем в виде дорожек.

Дренажный канал в виде каменистой дорожки

Как определить правильную траекторию и расположение канав без специальных инструментов? Достаточно понаблюдать за естественным направлением потоков после сильного дождя или присмотреться к следам на глине весной. Оставленные стекающей водой следы – идеальное место для копки канав. Желательно сделать предварительную разметку на схеме.

Схема для планирования прокладки дренажных каналов

Самый трудоемкий этап – земляные работы. При открытом поверхностном осушении глубина канав должна составлять около полуметра. Ширина – от 40 до 80 см, до 1 м – в месте слива. Перед началом работ выбранную траекторию отмечают колышками с натянутой леской.

По линии разметки выкапывают канавки

Выкапывать траншеи начинают от верхней точки участка. Извлеченную землю складируют на одной стороне канавы. Значительно упростит уборку после окончания работ обычная полиэтиленовая строительная пленка, уложенная на край траншеи. Извлеченную землю можно использовать для выравнивания и подсыпки грядок и клумб.

Траншея с боковыми отводами

Боковые стенки обязательно формируют под углом. По наклонной поверхности жидкость быстрее стекает на дно, кроме того, не происходит размывания дна из-за удара падающих потоков. Готовые канавки обязательно утрамбовывают: дно и стенки должны быть ровными и твердыми.

Утрамбованные траншеи

Выкапывают магистраль до места соединения с приемным резервуаром.

Мягкий – с укладкой слоя грунта поверх засыпки.

Быстроток, укрепленный цементобетонными плитами

Мягкий дренаж

Желоб – в подготовленную траншею укладывают бетонный желоб без крышки.

Открытая канава

Засыпной – проводят засыпку до уровня поверхности.

Чтобы продлить срок службы дренажной системы, необходимо укрепить стенки и обустроить насыпные подушки для облегчения оттока жидкости. В траншею укладывают перфорированную плёнку или специальное геотекстильное полотно. Через отверстия свободно проходит вода, частично впитываясь в грунт.

Каналы с уложенной защитной пленкой

На дно обязательно засыпают слой гравия или щебня разной фракции: на дно – крупный, по мере приближения к поверхности – мелкой фракции. Между слоями засыпки целесообразно установить ускорители течения из подручных материалов, которые будут выполнять функцию трубы. Используют обрезанные пластиковые бутылки без дна, крупные куски кирпича, уложенные с зазорами, связки веток и хвороста длиной до 30 – 50 см.

Простые материалы, которые можно уложить в канавки вместо перфорированных труб

Готовую траншею можно оставить открытой, или закрыть декоративной решеткой. Сетчатые металлические крышки защитят канал от засорения ветками, листьями. Если пленка установлена внахлест, то слой дерна с газонной травой может спрятать канавку от посторонних глаз.

Укрепленная сеткой магистральная траншея

Видео урок о том, как спланировать и сделать дренаж на даче своими руками, не вкладывая деньги в сложную систему.

Отвести умеренное количество воды с участка можно и самостоятельно. Но если на даче планируется постройка загородного дома, простой открытой системы недостаточно для осушения заболоченного участка, лучше обратиться к специалистам. Система с комбинированием глубинной и поверхностной сети – сложна в планировании и обустройстве, а ошибка в расчетах могут привести к тому, что вода останется на поверхности грунта.

Как построить канаву

…открытого типа

До начала монтажных работ заранее подготавливают оборудование и материалы:

  • -экскаватор, если объем работы большой, либо лопаты.
  • -крупную, мелкую щебенку.
  • -желоба для сбора осадков, либо материалы, укрепляющие стенки каналов.

Схема прокладки канав. Работы по устройству ливневки ведутся в определенном порядке.

Нужно выкопать траншеи вдоль ограждения участка, ведущие к месту, где собирается вода. Трубы в канавах заглубляются в почву более чем пятьсот миллиметров, имеют ширину четыреста миллиметров. Если для водоотведения применяются специальные желоба, то траншея вырывается немного больше габаритов желобов.

Далее дно канавы засыпают щебнем, сначала крупной консистенции, затем мелкой. Если планируется встраивать ливневый желоб, то на дно укладывается песок, а не щебень, образуя подушку для желоба. Вновь проверяют качество работы всей системы. У входа в место сбора воды сооружают устройство для улавливания песка.

Избыточную воду отводить в водосборный колодец для орошения участка.

… закрытого типа

Схема монтажных работ. Сначала трубы соединяются в единый трубопровод, используя специальные фитинги, необходимые для системы. По приготовленному плану прокладывают изгибы трассы. Затем трубы покрывают геотекстилем или иным теплоизоляционным материалом. Обычно применяют трубы для основной конструкции с сечением в сто десять миллиметров, и вспомогательные трубы с диаметром семьдесят пять миллиметров.

Далее идет подготовка траншей, глубина залегания труб должна быть выше шести ста миллиметров, ширина канавы будет варьироваться от размеров прокладываемых труб. Не нужно забывать о соблюдении угла наклона траншеи для обеспечения самотека жидкости.

Укрепление нижнего бьефа водосбросного лотка монолитным бетоном на участке

Дно засыпается песком, затем щебенкой. На подготовленную подушку кладутся трубы. Искусственным способом наполняют трубы водой и тестируют систему на наличие протечек и качества прохода жидкости к собирательной емкости. Также сооружается устройство для улавливания песка перед собирательной емкостью.

Трубы покрываются слоем песка и щебня, затем канавы утрамбовываются землей.

Водоотводные канавы предназначены для сбора избыточной влаги после ливней или таяния снегов. Они нужны, чтобы избежать подтопления хозяйственных построек и сохранения урожая на участке. Ливневую канализацию можно экономно соорудить своими руками.

Проведение испытания системы дренажа

В процессе планирования работ по обустройству дренажной канавы и определяясь с технологией их исполнения, нужно знать, что иногда сразу все не получается. Поэтому после того, как вырыта траншея, уложен дренаж канавы, трубы и водоводы, их не следует засыпать немедленно.

Нужно дождаться, когда пройдет сильный дождь и убедиться, что стоки хорошо отводятся. При необходимости можно подправить конструкцию. Только убедившись в работоспособности дренажной конструкции, канаву засыпают. Дополнить систему осушения дачного участка способен правильно выполненный дренаж, обустроенный вокруг дома.

Введение

Подготовка материалов и разметка участка

Конструкция продольных дренажей с применением геотекстильных материалов

Мягкий дренаж

Открытая канава

Все вышеперечисленные способы требуют от владельца участка довольно приличных финансовых вложений. Но можно укрепить стенки дренажной канавы и более дешевым способом. Самым распространенным вариантом является использование шифера.

Для работы необходимо подготовить некоторые инструменты и материалы. Вам понадобится:

  • Шифер (можно использовать любой, даже бывший в употреблении, главное, чтобы в нем не было крупных пробоин).
  • Металлические штыри или трубы длиной 1 м.
  • Болгарка.
  • Лопата.
  • Лом.

Первым делом разрезаются листы шифера на одинаковые куски нужного размера. Затем при помощи лопаты устанавливаем их в землю по сколу канавы, на глубину в 20–30 см. Далее, вбиваем прутья или трубы с обеих сторон шифера. Такое укрепление склона выглядит не очень привлекательно, да и срок службы у него не большой. Но как временное решение вполне может подойти.

Кроме шифера можно использовать старые автомобильные шины. Но этот вариант приемлем, если места на участке предостаточно. В этом случае шины укладываются друг на друга вдоль стен канавы.

Выбор труб для укладки в канаву

Поскольку попросту засыпать выкопанную канаву нельзя, ведь она из-за этого просто размоется водой, приходится использовать дренаж, обеспечивающий отвод стекающей воды. Для дренажа выполняется укладка трубы в канаву, пространство над которой засыпается грунтом, и по полученной конструкции можно будет спокойно проехать на автомобиле.

Несмотря на кажущуюся простоту, канава с дренажом является инженерным сооружением, поэтому конструкцию приходится грамотно рассчитывать и обустраивать с соблюдением ряда правил, которые нужно изучить перед тем, как уложить дренажную трубу в канаву.

https://www.youtube.com/watch?v=

Выбирая трубы для проезда через канаву, нужно отталкиваться от следующих показателей:

  1. Механическая прочность и надежность. Данный фактор важен хотя бы по той причине, что на участок при строительстве может заезжать тяжелый транспорт весом в несколько десятков тонн, поэтому конструкция должна выдерживать существенные нагрузки.
  2. Габариты канавы. От габаритов канавы напрямую зависит проходящее через нее количество воды. Чтобы вода в полном объеме могла уходить из канавы, нужно подбирать трубы достаточного диаметра.
  3. Доступный бюджет. На рынке представлено большое количество разнообразных материалов, поэтому выбор зачастую ограничивается имеющимися в распоряжении финансами. Кроме того, стоимость доставки материалов и монтажа конструкции также варьируется в очень широких пределах, и это нужно учитывать.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Dachnik.Net.ru
Adblock detector