Версаль (Версальский дворец): история строительства, фото

История

История строительства Версальского комплекса достаточно проста, ее можно пересказать буквально одним предложением: король Людовик XIV на пике как собственного могущества, так и силы самой Франции, захотел новую резиденцию и построил ее. Но политическая подоплека и роль Версаля в мировой истории очень обширна и интересна.

Версаль был небольшим селом на некотором отдалении от Парижа, примерно в 20 километрах от центра французской столицы. Первое упоминание встречается в документе 1038 года, тогда им владел некий феодал Гуго де Версаль. Поселение находилось на оживленной дороге из Парижа в Нормандию, но чума и войны фактически уничтожили это село в последующие века.

Относящаяся непосредственно к королевскому дворцу история начинается в 1575 году, когда флорентиец Альберт де Гонди, сделавший карьеру при дворе Карла IX, получил в свое владение эти земли. Затем, в начале XVII века, в Версаль, по приглашению семьи Гонди, приезжал Людовик XIII на охоту. Местность очень понравилась королю и в 1624 году тут была построена небольшая охотничья королевская резиденция. После смерти последних представителей флорентийского рода земли переходят во владение короны.

В 1632 году, после присоединения земель Гонди, происходит первое расширение охотничьего дома. Были достроены два вспомогательных крыла, стена, закрывающая вход, четыре башни. Вокруг вырыли ров, а территория была защищена отдельной стеной. Таким образом, небольшой охотничий домик превращен в укрепленную загородную королевскую резиденцию.

Тут проживает будущий Людовик XIV, ставший королем в
возрасте 5 лет, коронованный лишь в 1654 году и начавший реально править только в 1661-м. К началу правления Людовика XIV будущий главный дворец еще больше расширился, появились два больших внешних крыла, несколько вспомогательных построек, обновлены внешние стены.

Параллельно происходят политические процессы, которые и повлияли на то, что именно Версальский дворец в будущем стал местом постоянного расположения королевского двора. До 1661 году за короля правили его мать, Анна Австрийская, и министр – кардинал Мазарини. Будущий король, чудом переживший гражданскую войну – Фронду, понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но действовал предельно осторожно. Дождавшись смерти кардинала в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без помощи первого министра.

Перестройка Версаля из загородного поместья в тот дворец, который мы видим сегодня, велась в три этапа, каждый из которых начинался в период между войнами, которые вел Людовик XIV. При этом полностью королевский двор переехал сюда из Лувра лишь в 1682 году, но де-факто король значительную часть своего времени проводил в Версале и до этого.

Постройка новой королевской резиденции преследовала множество политических целей. Во-первых, Людовик XIV, поддерживающий абсолютизм, опасался измен и переворотов, потому предпочитал держать аристократическую верхушку поблизости. Во-вторых, находиться в Париже было опаснее, чем в загородной резиденции, если случится восстание среди народа.

Версаль находится примерно в 20 километрах от Парижа. Первое упоминание о городе и имении было в 1038 году, когда название появилось в уставе аббатстве Сен-Пере-де-Шартре. По состоянию на конец 11-го века, Версаль был провинциальной деревней,  охватывающей замок и церковь Сен-Жюльен, которая оставалась процветающей вплоть до начала 13 века. После Столетней войны, однако, там проживала только горстка людей.

Планировочная схема

 Схема садов Версаля. Энциклопедия Meyers Konversations-Lexikon Шато Версаль и сады по состоянию на 1746 год; работа Эбб Делагрива, географа Парижа.
Схема садов Версаля. Энциклопедия Meyers Konversations-Lexikon
Шато Версаль и сады по состоянию на 1746 год; работа Эбб Делагрива, географа Парижа.

Стоимость строительства

Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.

Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.

Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:

  • Самая простая и наименее точная – простой пересчет количества серебра по современным ценам на этот металл, она дает сумму около 2,6 миллиардов евро, что явно далеко от реальности.
  • Другая методика предполагает подсчет данных о покупательской способности тогдашней валюты и расчет сметы Версаля уже на основе этих данных, по ней общая затраченная на дворец сумма – 37 миллиардов. Вероятно, это наиболее точная сумма, так как можно предположить, что в современном мире за 37 миллиардов евро возможно построить похожий дворец.
  • Третья методика более спекулятивна, она предполагает сравнение затрат с государственным бюджетом и дает сумму в почти 260 миллиардов евро, что, несмотря на богатство дворца, все же выглядит
    завышенным. При всем этом стоит учитывать, что затраты не были одномоментными, а растянулись на 50 лет строительства.

Время правления Людовика XIII

Версаль (Версальский дворец): история строительства, фото

Первые сады были разбиты здесь при Людовике XIII. После того как в 1632 годуЛюдовик XIII окончательно выкупил эти угодья у Жан-Франсуа де Гонди и в 1630-х годах принял на себя феодальную роль в Версале, к западу от шато был устроен регулярный сад. В том же 1632 году перед окнами небольшого шато высадили 6 квадратов вечнозелёного самшита и устроили террасу и лестницу, ведущую к партеру с круглым бассейном.

В западном направлении вдоль центральной оси парка была проложена длинная аллея, окаймлённая живой изгородью. Она вела к самой большой водной глади парка, которая впоследствии станет Бассейном Аполлона. С этого времени в садах был создан знаменитый королевский панорамный вид. Эта ранняя планировка, которая дошла до наших дней на так называемом плане Дю Бус 1662 года, показывает установленный рельеф местности, на которой развивались аллеи сада.

Версальский парково-дворцовый комплекс

Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.

Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.

Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.

Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал ­­- центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.

Сады Версаля фото

Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.

Большой Трианон

На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.

Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.

Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.

Малый Трианон

А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее,
Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.

Версаль (Версальский дворец): история строительства, фото

Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.

Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.

Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.

Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.

Французская Революция

В 1792 году по указу Национального конвента некоторые деревья в садах были срублены, несмотря на то что фрагменты Большого Парка уже были поделены на части и разрушены. Предчувствуя потенциальную угрозу Версалю, Луи Клод Ришар (1754—1821) — внук Клода Ришара, управляющий ботаническими садами — пытался убедить правительство сохранить Версаль.

Он преуспел в защите Большого Парка, а угроза разрушения Малого Парка исчезла после предложения использовать партеры под овощные огороды, а открытые области парка для высаживания фруктовых деревьев. К счастью, эти идеи никогда не были осуществлены; однако, сады стали открыты для народа и было привычно видеть как люди стирали своё белье в фонтанах и развешивали его сохнуть на кустарниках рядом (Thompson 2006).

Мероприятия

В Версале регулярно проходят различные мероприятия, часть из них – на регулярной и постоянной основе в «горячий» туристический сезон.

Музыкальные фонтаны

Каждые выходные, а также в некоторые другие праздничные и не только даты, все фонтаны включаются на полную мощность, устраивается музыкальное шоу. Это время лучшее для посещения Версаля, так как фонтаны XVIII века действительно впечатляют.

Ночное шоу фонтанов

В туристический сезон (с мая по сентябрь) каждую субботу уже после закрытия Версаля для основной массы туристов, устраивается шоу фонтанов с музыкой, подсветкой, а заканчивается все в 11 часов вечера фейерверком над Большим каналом.

Версаль (Версальский дворец): история строительства, фото

Перед началом ночного шоу в Зеркальном зале устраивается настоящий бал. Музыканты и танцоры исполняют классическую французскую музыку и демонстрируют традиционные для королевских балов танцы. Исторические костюмы, галантные кавалеры и прекрасные дамы, конечно – неотъемлемая часть этого выступления.

Другие мероприятия

Также в Версальском дворце проходят и другие мероприятия. Во-первых, это различные временные экспозиции. В галереях дворца или других постройках на территории комплекса выставляются различные картинные выставки как современных художников, так и авторов прошлого, тематические комнаты и т.д. Во-вторых, в королевской опере с недавнего времени (после реконструкции) ставятся пьесы, даются концерты. Также в Версале проводятся мастер-классы, выступления артистов и т.д., подробности рекомендуется узнавать на официальном сайте.

Эпоха Наполеона I

Эпоха Наполеона Бонапарта обошла Версаль своим вниманием. Во дворце была обставлена анфилада комнат для императрицы Марии-Луизы; но сады остались в неизменном виде, за исключением роковой рубки деревьев в Боскете «Триумфальная Арка» и в Боскете Трёх Фонтанов. Масштабная эрозия почвы требовала высадки новых деревьев (Thompson 2006; Verlet 1985).

Времена Реставрации

После восстановления монархииБурбонов в 1814 году сады Версаля подверглись первым изменениям со времен Французской революции. В 1817 годуЛюдовик XVIII поручил преобразовать Остров Короля и Зеркальный бассейн в сад, спланированный на английский манер -Сад Короля (Thompson 2006). Большая часть великолепных растений была уничтожена здесь ураганом 1999 года.

Времена Июльской Монархии; Вторая Империя

В то время как большая часть внутреннего убранства дворца была безвозвратно видоизменена, чтобы устроить Музей всех славных побед Франции (открытый Луи-Филиппом I 10 июня 1837 года), сады и парк остались нетронутыми. Если не брать во внимание государственный визит Королевы Виктории и Принца Альберта в 1855 году, во время которого в садах было устроено парадное торжество, напомнившее праздники Людовика XIV, Наполеон III пренебрегал дворцом, предпочитая взамен Версалю Компьенский дворец (Thompson 2006; Verlet 1985).

Пьер де Нолак

После того как Пьер де Нолак занял пост руководителя музея в 1892 году, в Версале наступила новая эра исторических изысканий. Нолак, страстный ученый и архивариус, начал по фрагментам собирать воедино историческое прошлое Версаля и, впоследствии, установил критерии реставрации дворца и сбережения садов, которые действуют и в наши дни (Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскеты в садах

Вследствие множества реконструкций, выполненных в садах с 17-го по 19-ое столетие, многие боскеты неоднократно менялись и, вместе с этим, часто менялись их названия.
[34]

Два боскета — Боскет «Жирандоль» — Боскет Дофина — Северная шахматная посадка — Южная шахматная посадка — Боскет «Жирандоль» — Боскет Дофина

Эти два боскета впервые были разбиты в 1663 году. Расположенные к северу и к югу от оси запад-восток, эти два боскета представляли собой набор тропинок, проходящих вокруг четырёх зеленых комнат, и сходящихся в центральной «комнате», в которой был устроен фонтан. В 1682 году южный боскет был создан заново как Боскет «Жирандоль», названный так из-за ступенчатого вида центральной струи фонтана.

Северный боскет был перестроен в 1696 году, получив название Боскет Дофина, благодаря фонтану, изображающему дельфина. Каждый из этих боскетов был украшен бюстами на пьедесталах, заказанными главным интендантом Николя Фуке в Риме по оригиналам Пуссена для украшения его собственного замка Во-ле-Виконт.

Оба боскета были уничтожены в ходе пересадки парка в 1774—1775 годах в эпоху Людовика XVI. Эти участки сада были засажены липами, после чего их назвали Северная шахматная посадка и Южная шахматная посадка (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). В 2000 году завершилась реставрация этих двух боскетов и они приобрели свой первоначальный вид.

Лабиринт — Боскет Королевы

Первоначально, в 1665 году Андре Ленотр спланировал лабиринт невзрачных тропинок на участке к югу от Фонтана Латоны, возле Оранжереи. (Loach, 1985) В 1669 году Шарль Перро — ныне известный, в основном, как автор Сказок матушки Гусыни — посоветовал Людовику XIV перестроить Лабиринт таким образом, чтобы он способствовал образованию Дофина (Perrault, 1669).

[35] В период между 1672 и 1677 годами Ленотр перепланировал Лабиринт, разместив на каждом из пересечений аллей 39 фонтанов, представляющих эпизоды басен Эзопа. Над этими 39 фонтанами трудились скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен Ле Онгр, Пьер Ле Гро (старший) и братья Марси. К каждому фонтану прилагалась табличка с тиснением текста басни и куплета стихов руки придворного поэта Бенсерада;

по этим табличкам сын Людовика XIV учился чтению. После своего завершения в 1677 годуЛабиринт содержал 39 фонтанов и 333 раскрашенные свинцовые фигурки животных. Воду для специально разработанной водопроводной системы подавали из Сены при помощи Машины Марли. В составе Лабиринта было 14 водоподъемных колёс, которые приводили в действие 253 помпы, некоторые из них работали на расстоянии 1200 метров.

[36] В 1778 году Людовик XVI поручил снести Лабиринт ссылаясь на высокую стоимость его содержания и ремонта. И на этом месте был устроен дендрарий с экзотическими деревьями в стиле английского парка. Боскет получил новое название Боскет Королевы. Именно в этом участке парка в 1785 году произошел эпизод дела о мошенничестве, известного как дело Ожерелья королевы, которое скомпрометировало Марию-Антуанетту (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Perrault 1669; Thompson 2006; Verlet 1985).

Версаль (Версальский дворец): история строительства, фото

Боскет «Заводь» — Боскет Каменного дуба — Боскет Аполлона — Грот Аполлона
Созданный в 1670 году, первоначально этот боскет имел в центре прямоугольную заводь, ограниченную кромкой газона по своему периметру. По краю заводи были расположены металлические стреловидные язычки, в которых спрятали множество трубок, разбрызгивающих воду;

в каждом углу заводи был лебедь, из клюва которого била струя воды. В центре водоема находилось железное дерево с раскрашенными оловянными листьями из ветвей которого били струи воды. Из-за этого дерева боскет также называли Боскет Каменного дерева. Боскет был создан по подсказе Мадам де Монтеспан при Людовике XIV.

В 1704 году по проекту Ардуэн-Мансара этот боскет был разрушен для сооружения нового Боскета Аполлона, который был задуман для размещения скульптурных групп Солнечные кони и Служащие Аполлону нереиды, прежде находившихся в Гроте Фетиды. Ардуэн-Мансар обустроил этот уголок так, чтобы подчеркнуть необыкновенную красоту этих произведений.

Их установили под позолоченным свинцовым карнизом на обрамляющем бассейн цоколе. Там они находились до 1776 года (правление Людовика XVI). А затем через год Юбер Робер реконструировал боскет, выполнив его в модном тогда англо-китайском стиле, и устроив в нём подобие пещеры для статуй братьев Марси.

Остров Короля — Зеркальный бассейн — Сад Короля
Первоначально спроектированные в 1671 году как два раздельных гидрографических объекта, более крупный из них — Остров Короля — был выполнен в виде острова, который был центральным элементом системы искусных фонтанов. Остров Короля отделили от Зеркального бассейна насыпной дорожкой на небольшой дамбе, где было устроено 24 водные струи.

В Зеркальном бассейне в своё время проводились спуски на воду уменьшенных моделей военных кораблей. В 1684 году остров убрали и общее количество водных струй в боскете существенно сократили. В 1704 году боскет значительно модернизировали, перестроив насыпную дорожку и убрав большинство водных струй.

Веком спустя, в 1817 году, Людовик XVIII поручил полностью перестроить пришедшие в запустение в революционный период Остров Короля и Зеркальный бассейн в стиле пейзажного парка. Этот окруженный изгородью сад был засажен великолепными растениями. В этого времени боскет стали называть Сад Короля (Marie 1968, 1972, 1976, 1984;

Боскет «Обелиск»

Боскет «Обелиск»

Зал Балов — Зал Совета — Боскет «Обелиск»
В 1671 году Андре Ленотр задумал боскет — изначально названный Залом Балов и позже переименованный в Зал Совета — в виде острова, имеющего форму четырёхлистника, окруженного каналом и устройством 50 водных струй. На каждом лепестке острова был устроен одиночный фонтан;

на остров можно было попасть по двум подвесным мостам. С внешней стороны канала в боскете установили 4 дополнительных фонтана, по четырём сторонам света. Боскет заново перестроили в 1706 году под руководством Жюля Ардуэн-Мансара. Центральный остров заменили большим бассейном, приподнятым на 5 ступенек, и окружили его каналом.

Боскет Водного театра — Боскет Зелёного круга
Центральной точкой этого боскета, сооруженного Андре Ленотром в период между 1671 и 1674 годами, был театр, по кромке которого проходили три ряда газонов для рассаживания зрителей. Перед ними была сцена, украшенная четырьмя фонтанами, чередующимися с тремя радиальным водными каскадами.

В период между 1680 годом и смертью Людовика XIV в 1715 году, здесь происходила почти постоянная перегруппировка статуй, украшавших боскет. В 1709 году боскет перестроили, добавив Фонтан Детского острова. В рамках пересадки садов, начатой Людовиком XVI зимой 1774—1775 годов, Боскет Водного театра был разрушен и на его месте создали невзрачный Боскет Зелёного круга (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет Трёх Фонтанов (Водная колыбель)
Расположенный западнее Аллеи Смешных мальчуганов и заменивший недолго существовавшую Водную колыбель (узкий вытянутый боскет, созданный в 1671 году, где была водная беседка, формируемая множеством струй воды), увеличенный боскет был реконструирован Андре Ленотром в 1677 году в серию из трех связанных террас.

Каждая терраса содержала несколько фонтанов, имевших особые эффекты, и бассейн. В нижнем бассейне струи воды образуют цветы лилии, в центре, бьют вертикальные струи и водный свод, и, наконец, вверху, взмывается водная колонна, сформированная из 140 струй; причем, эта внушительная колонна и снабжает водой нижние бассейны.

Фонтаны пережили реконструкцию, затеянную Людовиком XIV для других фонтанов парка в начале 18-го века. Хорошо спрятанный за решеткой, этот боскет был благоустроен так, чтобы стареющий король мог приезжать сюда на кресле-каталке и перемещаться по наклонным дорожкам газона. Фонтаны также пожалели впоследствии, при полной пересадке садов в 1774—1775 годах.

Боскет «Триумфальная Арка»
Первоначально этот боскет был создан в 1672 году как простой водный павильон — открытое пространство в виде круга с квадратным фонтаном в его центре. В 1676 году этот боскет, расположенный восточнее Аллеи Смешных мальчуганов симметрично Боскету Трёх Фонтанов, расширили и декорировали в честь политической линии, намекая что она привела к военным победам Франции над Испанией и Австрией, установив Триумфальную Арку — отсюда и произошло название боскета.

Боскет купольных павильонов

Боскет купольных павильонов

Боскет Славы — Боскет купольных павильонов
В созданном в 1675 году Боскете Славы была установлена статуя Славы, украшавшая бассейн боскета, и из трубы которой вырывалась мощная струя воды — отсюда и название боскета. В 1684 году в боскете установили скульптурные группы из Грота Фетиды, для чего боскет был перестроен и фонтан Славы из него убрали.

При этом боскету дали новое название — Купальня Аполлона. В рамках проекта по перепланировке садов, затеянного Людовиком XIV в начале 18-го века, группу Аполлона снова переместили на участок где был Боскет «Заводь» — неподалеку от Фонтана Латоны — который разрушили и на его месте создали новый Боскет Аполлона.

Там скульптурные группы установили на мраморных постаментах, из которых текла вода; и каждая группа была защищена затейливым резным позолоченным балдахином. Старый боскет Купальня Аполлона переименовали в Боскет купольных павильонов поскольку Жюль Ардуэн-Мансар соорудил здесь два павильона из белого мрамора с куполами. Но сами павильоны были снесены в 1820 году (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет «Энкелад»

Боскет «Энкелад»

Пересадка садов

Как правило, в многолетних садах проводится пересадка растений (реплантация), и Версаль не является исключением из этого правила. В своей истории сады Версаля претерпевали минимум 5 существенных реплантаций, которые выполнялись как по практическим, так и по эстетическим соображениям.

Людовик XVI поручил провести пересадку садов зимой 1774—1775 годов, поскольку стало необходимо заменить множество деревьев, некоторые из которых были больны, некоторые — выросли слишком сильно. Помимо этого, поскольку формализм садов XVII века вышел из моды, данная пересадка также имела цель установить в садах Версаля новый неформальный и упрощенный стиль, который к тому же дешевле поддерживать.

Версаль (Версальский дворец): история строительства, фото

Однако, достичь этого не удалось, поскольку топология садов была благоприятна для французского сада, но не для сада в английском стиле. Позднее, в 1860 году, большинство старых насаждений от реплантации Людовика XVI были вырублены и заменены. В 1870 году через эту местность прошёл сильнейший ураган, повредив и вырвав деревья с корнями.

Самые недавние пересадки садов были вызваны двумя разрушительными ураганами, которые пронеслись над Версалем в 1990 и в 1999 годах. По причине этих ураганов в Версале и в Трианоне было утрачено несколько тысяч деревьев — это был самый крупный ущерб в истории существования Версаля. В рамках реплантации у музея и правительственных структур появилась возможность реставрировать и перестроить некоторые боскеты, заброшенные во время правления Людовика XVI, например, Боскет Трёх Фонтанов, который реставрировали в 2004 году. (Thompson, 2006).

В марте 2011 года в садах были начаты работы по восстановлению южного ряда боскетов, расположенных на оси запад-восток (Боскет Королевы, Зеркальный бассейн и Сад Короля). Этот финальный проект, окончание которого намечено на март 2012 года, завершает общую программу пересадки садов, пострадавших от ураганов февраля 1990 и 1999 годов.

Вследствие естественного цикла реплантации, можно с уверенностью утверждать, что в наше время в садах не осталось деревьев, датируемых эпохой правления Людовика XIV.

Трудности с водой

Самым большим чудом парка и садов Версаля — как тогда, так и в наши дни — являются фонтаны. Тем не менее, самый важный элемент, одушевляющий парк — вода — как оказалось стала главным бедствием парка, начиная с эпохи правления Людовика XIV.

Вода была нужна для садов Людовика XIII и местные водоемы предоставляли её в нужном объёме. Однако после того как Людовик XIV начал расширять парк, добавляя туда новые и новые фонтаны, снабжение садов водой стало очень серьезной проблемой.

Чтобы удовлетворить потребность парка после первых расширений при Людовике XIV, воду поднимали в сады из прудов около шато, основным источником был пруд Кланьи.[37] Вода из пруда закачивалась в резервуар, расположенный над Гротом Фетиды, из которого снабжались фонтаны в саду при помощи гравитационной гидросистемы. В качестве других источников использовался ряд резервуаров, располагавшихся на плоскогорье Сатори к югу от шато (Verlet, 1985).

Потребление воды к 1664 году возросло настолько, что потребовались новые источники воды. В этом году Луи Лево разработал Pompe — водокачку, построенную к северу от замка. Pompe откачивала воду из пруда Кланьи при помощи системы ветряных мельниц и лошадиного привода в цистерну, размещенную внутри здания водокачки. Производительность Pompe составляла 600 м3 воды в сутки — что немного смягчило нехватку воды в садах (Thompson, 2006).

После завершения сооружения Большого Канала в 1671 году, в который отводилась вода из фонтанов парка, воду, при помощи системы ветряных мельниц, стали закачивать обратно в резервуар на крыше Грота Фетиды. Хотя такая система частично решила проблему водоснабжения, воды никогда не было достаточно для одновременной работы всех фонтанов парка на полную силу (Thompson, 2006).

Несмотря на то что появилась возможность обеспечить работу фонтанов, видимых из окон дворца, фонтаны, находящиеся в боскетах и в отдаленных уголках парка, включали только по необходимости. В 1672 годуЖан-Батист Кольбер придумал систему, по которой служители фонтанов в парке свистом сигнализировали друг другу о перемещении короля, указывая, какие фонтаны необходимо было включить. Как только король проходил играющий фонтан, его выключали и служитель подавал сигнал, чтобы включали следующий фонтан (Thompson, 2006).

В 1674 году расширили водокачку Pompe — и она стала называться Grande Pompe. Насосная мощность была увеличена благодаря увеличению количества поршней, поднимавших воду. Такая модернизация позволила повысить мощность водокачки примерно до 3000 м3 воды в сутки; однако, Grande Pompe после увеличения своей мощности зачастую оставляла пруд Кланьи совсем пустым (Thompson, 2006).

Постоянно растущая потребность в воде и износ существующих систем водоснабжения стал причиной новых мер по увеличению водоснабжения Версаля. В период между 1668 и 1674 годами был предпринят проект по отклонению русла реки Бьевры в сторону Версаля. После строительства дамбы и установки насосной системы из пяти ветряных мельниц на реке, воду смогли довести в резервуары, расположенные на низменности Сатори. Это решение дополнительно принесло в парк 72 000 м3 воды (Thompson, 2006).

Однако, несмотря на дополнительную воду из Бьевры, новые проекты в садах потребовали ещё больше воды. В 1681 году был начат один из самых масштабных гидрографических проектов, затеянных в эпоху правления Людовика XIV. Вследствие близости к Версалю реки Сены, был предложен проект по поднятию воды из русла реки и доставке её в Версаль.

Машина Марли была разработана для поднятия воды из Сены примерно на 100 метров от уровня реки в три этапа в Лувесьеннский акведук. На реке построили несколько гигантских водяных колёс, при помощи которых воду поднимали через систему из 64 насосов в резервуар, находившийся на уровне 48 метров выше реки.

В 1685 году Машину Марли ввели в полную эксплуатацию. Однако, из-за утечек в водоводе и из-за поломок механизмов, машина позволяла доставить в сутки только 3200 м3 воды, что составляло примерно половину от расчетной мощности.[38] Среди гостей Франции посещение машины входило в обязательную программу.

Во времена правления Людовика XIV затраты на систему водоснабжения составляли примерно треть от всех затрат на строительные работы в Версале. И даже учитывая дополнительную воду, поставляемую Машиной Марли, фонтаны в садах могли работать только в режиме à l’ordinaire, что означало половинное давление в трубах.

В этом экономичном режиме фонтаны тем не менее потребляли 12800 м3 воды в сутки, что намного превышало возможности существовавших источников воды. Во время ‘‘Праздника фонтанов’’ — когда все фонтаны включаются на максимум — требуется свыше 10 000 м 3 воды только для одной послеобеденной сессии. Именно поэтому ‘‘Праздники фонтанов’’ проводились только по особым случаям, например, по случаю визита Сиамского посольства в 1685—1686 годах (Hedin, 1992; Mercure Galant, 1685).

Дополнительные сведения: Канал Эр

В 1685 году была предпринята финальная попытка решить проблему нехватки воды. В тот год было предложено отвести воду из реки Эр, протекавшей на 160 км южнее Версаля и на 26 метров выше резервуаров сада. Эта идея потребовала не только прорыть канал и построить акведук, также понадобилось сооружать судоходные каналы и шлюзы чтобы подвозить рабочую силу на главный канал.

В 1685 году к работам привлекли от 9 000 до 10 000 рабочих; в следующий год на сооружении канала задействовали более 20 000 солдат. В период между 1686 и 1689 годами, перед началом Девятилетней войны, десятая часть вооруженных сил Франции была привлечена к строительству канала Эр. В разгар этой войны проект остановили, и он так никогда и не был завершен.

В наши дни музей Версаль по-прежнему испытывает трудности с водой. В ходе Праздников фонтанов вода закачивается из Большого Канала в резервуары при помощи современных насосов. Компенсация испаряющейся воды происходит за счет дождевой воды, которую собирают в цистернах, размещенных в разных местах парка, и отводят в резервуары и в Большой Канал. Экономное расходование музеем этого природного ресурса не сказывается на снабжении города Версаля питьевой водой (Thompson, 2006).

Инновации

Версаль (Версальский дворец): история строительства, фото

В 1994 году в Версальском парке была установлена экспериментальная нефтеразведочная станция. Критерием её установки было условие, что ни одно дерево не будет вырублено или повреждено. Для эко-нейтральности применялось бурение нефтяных скважин сверхтонкого диаметра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Dachnik.Net.ru
Adblock detector